Основы

Что делать с желтыми заголовками

Ваши новости будут генерить вам трафик, как не в себя, нужно лишь каждый день...
... приходить на работу и пытаться придумать скучным новостям интересные заголовки, не скатившись с беспросветную желтизну.

У нас на новости приходится 50-60% всех материалов, но читают их плохо, по крайней мере, точно хуже аналитики и фичеров. Хорошо, когда кого-то взломают, или посадят, ну или рынок рухнет на худой конец. Такие статьи залетают без дополнительных усилий.

Чтобы заставить людей читать обыденные новости, приходиться играть с загловками. А чтобы не заиграться, придумала для себя такой желтометр – линейку, чтобы мерить желтушность заголовка.

Желтые заголовки врут, преувеличивают, замалчивают важные факты, раздувают сенсацию на ровном месте. В самых запущенных случаях — делают все сразу. Но есть и более безобидные экземпляры: они играют на эмоциях, чтобы поймать читателя на крючок.

Поделим их по степени запущенности. Начнем с нуля и дойдем до 100% желтухи.
0% желтизны
Заголовок просто сообщает о том, что произошло: все четко, сухо, строго по делу.
Примеры из жизни:

  • Минск начнет разработку платформы цифрового белорусского рубля
  • ЦБ выявил свыше 5700 пирамид и нелегальных поставщиков финуслуг в 2023 году
  • Долг российских регионов вырос за год на 14%
10% желтизны

Заголовок намекает на пользу — кажется, что статья прояснит что-то в этой жизни. Кто-то, возможно, журналист, во всем разобрался, и теперь рассказывает читателям, как жить.

Примеры из жизни:

  • Студия за 30 тысяч в месяц. Рассказываем, почему так выросли цены на аренду
  • Кто разрешил разместить рекламу в лифте? Разбирались, почему это важно знать
Ключевые признаки:

рассказываем, поясняем, что это значит, вот почему.

20% желтизны

Заголовок со списком — кажется, что кто-то, возможно, журналист, выбрал для нас все самое лучшее, разбил сложные процессы по шагам, предложил варианты решений.

Примеры из жизни:

  • 10 способов мотивировать сотрудников без денег
  • «Пацаны не извиняются»: 6 главных ошибок IT-руководителя

Ключевые признаки:

топ чего-нибудь, цифра, указывающая на количество шагов или элементов в списке.

30% желтизны

Заголовок содержит вопрос — подразумевается, что статья на него ответит

Примеры из жизни:

  • Ждать ли ралли перед халвингом
  • «Синдром вахтера»: почему люди даже с малейшей властью слетают с катушек — здесь еще эмоционально окрашенная лексика присутствует.

Ключевые признаки:

вопросительно слово, структура вопросительного предложения.

40% желтизны

Заголовок эмоционально окрашен. Он все еще отражает суть статьи, но журналист давит на эмоции.

Примеры из жизни:

  • Слезы наворачиваются: редчайший коллекционный Ferrari попал в ДТП
  • Жители Петрозаводска пожаловались на «беспощадный вирус»

Ключевые признаки:

эмоционально окрашенная лексика.

50% желтизны

Заголовок держит интригу, умалчивая важную информация, пользователю нужно перейти по ссылке, чтобы узнать ее.

Примеры из жизни:

  • Еще одна криптобиржа заблокировала аккаунты граждан РФ из-за санкций
  • Этот продукт необходим всем женщинам после 45 лет

Ключевые признаки:

не указано ключевое действующее лицо или участник события.

60% желтизны

Заголовок связывает не связанные вещи — не понятно, что происходит, поэтому читателю хочется кликнуть по ссылке и узнать.

Примеры из жизни:

  • Прикольные картинки с надписями и береза
  • Мировая экономика и санкции на День сурка

Ключевые признаки:

нет логической связи между частями заголовка.

70% желтизны

Заголовок сильно преувеличивает или обещает чудеса, как правило, журналист играет на базовых эмоциях читателя, чаще всего на страхах.

Примеры из жизни:

  • «Грядёт чудовищная катастрофа»: экономист предрёк срыв в массовую нищету
  • «Кошмар, чем вас кормят»: повар из Таджикистана объяснил, как обманывают россиян

Обе статьи сильно драматизируют ситуацию: нищета будет не такой уж массовой, и не факт, что вообще будет, а россиянам в блюда кладут не ту морковь и неправильный рис.

Ключевые признаки:

ужас, кошмар, катастрофа, безумие, мы все умрем, вы не поверите, шок-контент.
80% желтизны

Заголовок создает ощущение срочности и эксклюзивности. Журналист пытается поймать читателя на сенсацию. В заголовке все меньше правды.

Примеры из жизни:

  • Россиян призвали срочно забрать свои деньги
  • Раскрыт доступный каждому секрет долголетия

Обе статьи сильно драматизируют ситуацию: нищета будет не такой уж массовой, и не факт, что вообще будет, а россиянам в блюда кладут не ту морковь и неправильный рис.

Ключевые признаки:

срочно, секрет раскрыт, вся правда о...
90% желтизны

Заголовок перевирает суть. Формально, он отражает содержание, но как-будто бы недоговаривает, умалчивает или искажает важный факт, который сильно меняет восприятие заголовка.

Примеры из жизни:

  • Андрей Малахов и Оксана Федорова признались, что тайно воспитывают сына
Все так, но о есть нюанс: сын у них крестный и они его не то чтобы и воспитывают. Об этом читатель узнает, когда перейдет по ссылке.

  • "Немного грустно": не дожившую до 70 лет Долину проводили на небеса
Народную артистку всего лишь посадили в самолет до Москвы.

Ключевые признаки:

журналист манипулирует фактами, но узнаем мы об этом, только прочитав статью.
100% желтизны

Заголовок просто врет. Статья совсем про другое. Это худший вариант кликбейта, адская желтизна и позор на все седины редактора до восьмого колена.

Примеры из жизни:

  • Всех у кого есть наличные, кредиты или вклады ждет сюрприз уже завтра
  • С 4 февраля на выезде из города придется попрощаться с правами
  • Пенсионеры получили пенсию за февраль и обомлели

Пенсионеры, вкладчики и водители бегут читать о том, как изменится их жизнь «уже завтра», а там — пустышка или новость столетней давности.


Короткий вывод

Все оттенки желтого можно смешивать, получая бесконечное количество вариантов. Играйте, но помните, что репутация дороже пары десятков, сотен или даже сотен тысяч лишних кликов.